Основы педагогического сопровождения детей и взрослых в системе приходского просвещения. Часть 1.

Сайт Школы Крёстных Нянь Калининградской митрополии





















Ссылки и дополнения:

Примечания

1 См. Ин. 1:8, Ин. 8:12.
2 Каждый христиан призван являть Свет Христов по Его слову: «Вы – свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14, 16).
3 Важным средством преодоления препятствий к Богообщению является покаяние, которое понимается как изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха, приложении усилий в преодолении страстей и стремлении проводить жизнь в согласии со всесвятой волей Бога.
4 Основание этого процесса, по слову апостола Павла, «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4–5).
5 «Образование есть способ и средство передачи смыслов, идей, в том числе духовных смыслов и непоколебимых идей, которые Самим Богом заложены в Священное Писание и которые возвещают миру голос Церкви» (Проповедь Святейшего Патриарха КИРИЛЛА в Неделю 35-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/srpska/print118929.htm (дата обращения: 27 января 2019 года)).
6 В Древней Церкви катехизация была длительным процессом подготовки к таинству Крещения. Церковное научение на этом не заканчивалось. Новокрещенные слушали тайноводственные беседы об основах духовной жизни христианина, о понимании таинств. Став полноправными членами общины, они продолжали постигать спасительное учение Церкви, практику церковной жизни.
Практика наставления в вере готовящихся к крещению или новокрещенных христиан, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов:
  • 46-е правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру».
  • 78-е правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придает ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере».
  • 47-е правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися».
  • 7-е правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».
Эта практика находит также свое отражение в трудах святых отцов, древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении.
7 Поста, ограничения потребностей, хранения чувств и т.д. 
8 См. Деян. 2:38.
9 В частности, это относится к катехизации не участвующих в церковной жизни родителей и восприемников крещаемых младенцев, а также брачующихся. 
10 «Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст» (Пространный катехизис, п. 289). См. также 8-е правило VII Вселенского Собора.
11 Согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского первая исповедь перед Причащением совершается по достижении возраста десяти лет.
12 Служение в области наставления в вере, приходская работа с молодежью, миссионерское, социальное служение, а также пение на клиросе, прислуживание в алтаре, помощь в выпечке просфор, благоукрашение храма или приходской территории, помощь в восстановлении храма и т.д.
13 Возникающие по причине трудных жизненных ситуаций, сложностей со здоровьем, переживанием старости и др.
14 При этом существенное значение здесь имеет пастырская поддержка человека.
15 Цель, задачи и результаты такой работы определяются соответствующим документом в области организации приходского просвещения среди людей с ограниченными возможностями здоровья.
16 Содержательные требования для каждой возрастной категории детей определяются в соответствующих документах, регламентирующих объем минимальных требований к содержанию программ наставления в вере для разных возрастов в приходах Русской Православной Церкви с учетом вариативности форм его реализации в приходе.
17 «Только в рамках Церкви духовно плодотворными оказываются влияния природы, людей, наша собственная жизнь. Церковь и есть та благодатная среда, в которой и через которую можно действовать на духовную жизнь, можно подлинно помогать ее развитию» (Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. – Париж, 1934 г. – С. 226).
18 Среди них – учебные, трудовые, досуговые, творческие, казачьи и др.
19 Функциональные обязанности приходского педагога и катехизатора определяются в соответствующих документах, регламентирующих церковное служение специалиста по приходскому просвещению.